Американские производители кроссовок New Balance и Under Armour подали около 1000 исков к российским продавцам за нарушение исключительных прав на товарный знак. Данные из картотеки арбитражных дел свидетельствуют, что New Balance подал больше 300 исков с начала года, а Under Armour - более 125 в этом году и более 175 в прошлом. Основная претензия производителей связана с контрафактными товарами, которые имеют сходство с их товарными знаками.
В основном ответчиками становятся физические лица и индивидуальные предприниматели, но также иски подаются и к крупным компаниям. Например, New Balance подал иск на сумму 1 млн рублей к сети магазинов Obuv, которая продавала обувь российских марок с сходными обозначениями до степени смешения с товарными знаками New Balance.
Также были поданы иски к оптовому продавцу товаров из Китая на сумму 2,7 млн рублей, который ввозил в Россию фурнитуру для изготовления обуви с фирменным обозначением N, принадлежащим New Balance. Оба эти иска были удовлетворены судом.
Против секонд-хэнда "Скупер хэнд" был подан иск на сумму 200 000 рублей. Исковые требования от производителей кроссовок и спортивной одежды становятся все более распространенными и могут быть связаны не только с контрафактом, но и с товарами, которые поступают по параллельному импорту.
В целом в России растет число выявленных случаев контрафакта, в том числе на маркетплейсах. В течение года юридическая компания Brandmonitor планирует подготовить более 10 000 исков к предпринимателям за продажу контрафактной продукции.
Правообладатели и представляющие их юристы обращаются к маркетплейсам по большей части в досудебном порядке. Маркетплейсы блокируют карточки продавцов, но аккаунты не блокируются, что позволяет продавцам повторно выкладывать контрафактный товар. Требуется много времени, чтобы заблокировать карточку и предоставить доказательства неоригинальности товара.